Конституцией Российской Федерации (статья 43) гарантируются общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях. Одна из форм реализации гарантированного права на общедоступность образования – инклюзивное образование.
ОБПОУ «КЭМТ» является профессиональной образовательной организацией, обеспечивающей поддержку инклюзивного профессионального образования лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование в ОБПОУ «КЭМТ» основывается на следующих ключевых положениях:
– реализация инклюзивной формы обучения, базирующейся на понимании инвалидности как социального, а не сугубо медицинского явления, на принципах гуманизма и толерантности, обеспечения равных прав и равных возможностей доступа к профессиональному образованию;
– создание образовательной среды, позволяющей обеспечить включение обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ в образовательный процесс, содействие их социализации и профессионально-личностной самореализации;
– создание единого образовательного пространства для обучающихся с разными возможностями и образовательными потребностями;
– учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся в процессе освоения образовательных программ среднего профессионального образования при совместном обучении студентов с разными образовательными потребностями;
– позитивная динамика в создании и развитии доступной (безбарьерной), безопасной, комфортной образовательной среды для получения образования обучающимися с инвалидностью и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
– информационная открытость инклюзивного образования.
Нормативные и нормативно-методические документы
Создание и развитие в ОБПОУ «КЭМТ» доступной образовательной среды основывается на следующих нормативно-правовых документах:
– Конституция Российской Федерации;
– Конвенция ООН «О правах инвалидов», принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006;
− Федеральный закон Российской Федерации от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
– Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с послед. изменениями);
– Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с послед. изменениями);
– Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
– приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2014 № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»;
– приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (с послед. изменениями);
– приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
– приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2021 № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;
– приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 885, Министерства просвещения Российской Федерации № 390 от 05.08.2020 (с послед. изменениями) «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о практической подготовке обучающихся»);
– Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
– письмо Департамента подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации 18.03.2014 № 06-281 «О направлении Требований» (вместе с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса»);
– письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.04.2015 № 06-443 «О направлении Методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования», утв. Минобрнауки России 20.04.2015 № 06-830вн);
– письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 20.07.2020 № 05-772 «О направлении инструктивно-методического письма» с приложением «Инструктивно-методическое письмо по организации применения современных методик и программ преподавания по общеобразовательным дисциплинам в системе среднего профессионального образования, учитывающих образовательные потребности обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования»;
– письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.01.2023 № 13-1/10/В-769 «О направлении учебно-методического пособия «Доступная среда для инвалидов: современные подходы и решения»;
– Закон Курской области от 09.12.2013 № 121-ЗКО «Об образовании в Курской области» (с послед. изменениями);
– федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по специальностям и профессиям, реализуемым в ОБПОУ «КЭМТ»;
– Уставом ОБПОУ «КЭМТ»;
– «Положение об организации инклюзивного образования лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья в областном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Курский электромеханический техникум» (ОБПОУ «КЭМТ»)»;
– иные локальные нормативные документы ОБПОУ «КЭМТ», регламентирующие организацию и осуществление образовательной деятельности в техникуме.
«Положение об организации инклюзивного образования лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья в областном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Курский электромеханический техникум» (ОБПОУ «КЭМТ»)» (утв. приказом ОБПОУ «КЭМТ» от 29.02.2024 №76-Общ)
Текст документаАрхитектура доступной образовательной среды
В ОБПОУ «КЭМТ» осуществляется деятельность по созданию и развитию доступной образовательной среды для обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Разработаны паспорта доступности учебных зданий (по ул. Садовой, д. 19, по ул. Союзной, д. 67/1, по ул. Серафима Саровского, д. 12), паспорта доступности общежитий (по ул. Сторожевая, д. 8, по ул. Союзная, д. 67/2).
Назначены ответственные лица по оказанию технической и иной помощи лицам с инвалидностью и лицам с ОВЗ (приказ от 31.08.2023 № 701-У «О назначении ответственных лиц, исполняющих трудовые функции по оказанию технической и иной помощи инвалидам, лицам с ОВЗ в целях обеспечения условий доступности, безопасности, информативности и комфортности образовательной среды для получения образовательных услуг в ОБПОУ «КЭМТ» с приложением к приказу – «Инструкцией, регламентирующей исполнение ответственным лицом трудовых функций по оказанию технической и иной помощи инвалидам, лицам с ОВЗ в целях обеспечения условий доступности, безопасности, информативности и комфортности образовательной среды для получения образовательных услуг в ОБПОУ «КЭМТ»».
Входные группы в учебные здания и студенческие общежития оборудованы кнопкой вызова персонала.
В каждом из учебных корпусов имеются информационные табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией (мнемосхемы) и тактильные средства информации (наименования кабинетов, направления движения и др.). Лестничные пути отмечены контрастной лентой.
Имеется кресло-коляска механическая, перекатной пандус для устранения препятствий при перемещении инвалида, передвигающегося на кресле-коляске; индукционная система «Исток».
В учебном корпусе по ул. Союзной, д. 67, корп. 1 в 2024 г. создан санитарно-гигиенический узел для лиц с инвалидностью и ОВЗ. В учебном корпусе по ул. Серафима Саровского, д. 12, в соответствии с паспортом доступности предусмотрена возможность использования специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений для лиц с ОВЗ, расположенных в здании Центра опережающей профессиональной подготовки, находящегося на территории ОБПОУ «КЭМТ».
Основанием для создания специальных условий получения образования является заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) или индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) (ИПРА).
Предусмотрено дальнейшее поэтапное развитие доступной образовательной среды.
Педагогическое сопровождение обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ
Социально-педагогическое и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с инвалидностью осуществляют преподаватели, мастера производственного обучения, классные руководители, заведующие отделениями, социальные педагоги, педагоги-психологи.
Педагогами-психологами используются различные формы работы с обучающимися с инвалидностью: психологическая диагностика, психологическое консультирование, тренинги и игры, психологическое просвещение.
Обучающиеся с инвалидностью привлекаются к участию в Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».
В 2023 г. в техникуме была создана площадка регионального этапа Абилимпикса по компетенции Экономика и бухгалтерский учет. Студент Белашев Д.А. стал победителем (I место) регионального этапа и участником Отборочного этапа в компетенции Экономика и бухгалтерский учет, Содатенков М.О. – победитель (III место) регионального этапа в компетенции Обработка текста.
Уделяется внимание повышению квалификации педагогических работников по дополнительным профессиональным программам по вопросам инклюзивного образования в ПОО и организации доступной среды.
Студенты, руководящие и педагогические работники, сотрудники техникума участвуют во Всероссийском тотальном тестировании «Доступная среда».
Сведения о специальных условиях питания
В каждом учебном корпусе ОБПОУ «КЭМТ» имеется столовая, помещение которой соответствует действующим санитарным нормам и гигиеническим нормативам.
Обучающимся с инвалидностью (оказавшимся в трудной жизненной ситуации) по решению Совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся предоставляется бесплатное горячее питание (обед) в столовой учебного корпуса, в котором они обучаются.
Сведения о специальных условиях охраны здоровья
В каждом учебном корпусе ОБПОУ «КЭМТ» имеется функционирующий на основании лицензии медицинский кабинет, помещение которого соответствует действующим санитарным нормам и гигиеническим нормативам. Медицинская помощь (в рамках компетенции медицинского кабинета образовательной организации) оказывается медицинским персоналом: врачом, старшей медицинской сестрой, медицинскими сестрами.
Положение о медицинском пункте областного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Курский электромеханический техникум» (ОБПОУ «КЭМТ»)» (утв. приказом ОБПОУ «КЭМТ» от 29.02.2024 № 76)
Текст документа